Новые статьи
Управленческие полномочия и их распределение Печать

     Каждая из так называемых руководящих должностей имеет свой круг полномочий. В каждой компании они варьируются: это зависит от направленности организации, целей, поставленных её высшим руководством, должностных инструкций и т.д.


     Современный руководитель сталкивается с массой проблем, решить которые он не в состоянии сам по каким-либо причинам, например:  задач, необходимых для выполнения, много, а времени, наоборот, мало. В этой связи руководитель вынужден распределять свои полномочия.
     Существует два подхода к разделению полномочий. В первом подходе распределение основывается на принципе единоначалия: т.е. им занимается тот начальник, которому непосредственно подчиняются сотрудники. При таком подходе вместе с передачей полномочий происходит и полная передача функций.

     Другой подход основывается на принципе множественного подчинения. Отличие этого подхода от предыдущего заключается в том, что при передаче полномочий подчиненным, руководитель одновременно оставляет за собой право вмешиваться в их работу. Распределение полномочий осуществляется по «ступенькам» - каждый уровень получает определенную долю полномочий и свободы в принятии решений. Всё это, наконец, приводит к образованию иерархической системы полномочий.


     Объем полномочий на каждом уровне различен, однако при их распределении всегда учитываются:
•    Важность и сложность заданий, которые нужно выполнить
•    Возможность их рационально использовать, то есть управленческий потенциал
•    Уровень доверия в коллективе, атмосфера внутри него
•    Достаточность данных полномочий для решения конкретно поставленой задачи

     Величину объема полномочий можно определить по нескольким критериям: во - первых, это количество ресурсов, распоряжаться которыми сотрудник может абсолютно самостоятельно, без разрешения вышестоящего начальства или согласования с ним каких-либо вопросов. Во-вторых, важно число лиц, которое фактически или юридически будут выполнять работу, являющуюся результатом решений наделенного определенными полномочиями сотрудника.
     При осуществлении разделения полномочий необходимо организовать процесс так, чтобы  каждый сотрудник чётко понимал, перед кем он отвечает за выполнение конкретно установленных задач, а исполнители разрешали самостоятельно проблемы, возникающие в их работе, несли полную ответственность за неё, не перекладывая свои обязанности на плечи управленца.


Статья подготовлена для 100 ПРОГРАММ ДЛЯ РОСТА - Виолеттой Ломшаковой


Другие статьи по этой теме:

Команда для стартапа

Ошибки начинающего руководителя

Уровни руководства

Лидер и руководитель