Новые статьи
Статья - Уровни общения Печать

     Если у человека постоянно возникают проблемы в общении с другими, то его трудно назвать успешным. А ведь учиться общению никогда не поздно. Очень важно разобраться с уровнями этого процесса и тем, что лежит в их основе.

     Психологи выделяют шесть основных уровней межличностного общения: примитивный, манипулятивный, деловой, игровой, духовный и уровень масок.

На примитивном уровне общения используется мало слов. У людей часто просто не хватает, да нет особого желания понять своего собеседника. Такой уровень коммуникаций часто можно наблюдать в подростковой среде или на приеме у чиновника-бюрократа.

Манипулятивным уровнем общения хорошо владеют представители некоторых профессий, например, специалисты по рекламе, успешные продавцы, дипломаты. Собеседник воспринимается ими, как объект для достижения своих целей. Стремление манипулировать часто проявляется и во внутрисемейном общении. Учтивость, лесть, угроза – это лишь часть инструментов манипулятора.

Деловой уровень чаще всего требует соблюдение некоторой дистанции между общающимися людьми и серьезного, сознательного восприятия собеседника. Здесь очень важным является умение слушать и четко выражать свои мысли словами.

Шутки, импровизации, кокетство – это инструменты игрового общения. Его часто можно наблюдать в отношениях между влюбленными, членами семьи, во время застолья, отдыха на природе.

Духовный уровень общения характеризуется открытостью, доверительностью и взаимным желанием собеседников понять друг друга. В современном, перегруженном информацией мире именно такого уровня общения часто не хватает. На помощь приходят психологи.

     На уровне масок общение происходит в стандартных ситуация. Например, собеседники случайно, встретились в пути или участвуют в каких-то ритуальных процессах. Такое общение формально. Нет необходимости показывать свое истинное настроение, состояние души, поэтому одевается маска вежливости, или любая другая. У каждого они должны быть в запасе.

Основу успешного общения на любом уровне составляют:

  • способность выразить свои мысли и эмоции с помощью слов, жестов, мимики, направления взгляда, темпа и громкости речи;
  • умение слушать собеседника;
  • способность использовать разные стили общения с разными людьми и в разных ситуациях;
  • обладание чувством юмора, способность посмеяться над собой.

     Если эти навыки не развиты, их можно и нужно развивать. В ряде тренингов по управлению и продажам есть целые блоки посвященные этим вопросам.